Амати и Страдивари… Эти две фамилии на слуху у всех любителей музыки, особенно у тех, кто хоть немного увлечен скрипками. Непревзойденные мастера из солнечной Италии увековечили себя, занимаясь изготовлением инструментов с великолепным и узнаваемым звучанием.
Но итальянская школа все же не единственная. Немцы и французы стали достойными соперниками итальянцам, хотя слово «соперничество» здесь не очень уместно. Вернее будет сказать, что все три существующих направления по-своему уникальны и дополняют друг друга, делая мир скрипок поистине разнообразным.
Многих интересует вопрос, какая порода дерева используется для изготовления скрипок, которые представлены здесь Skybeat.ru. Ответ будет зависеть от того, про какую именно деталь идет речь, ведь скрипки не делают цельными – различные элементы вытачиваются из определенных пород.
Так, еловая древесина обычно идет на изготовление верхней деки с двумя резонаторными отверстиями по центру (та самая деталь, напоминающая многим букву «f» на латинице). Для изготовления берется один кусок дерева либо деталь собирают из двух частей. Почему ель? Потому что эта порода очень упруга и благодаря ей нижние ноты звучат особенно хорошо.
А вот клен пользуется популярностью в качестве материала для нижней деки, так как влияет на звучание верхних нот. Еще в средние века из волнистого клена, привозившегося из Турции, делали скрипки те самые скрипичные мастера, о которых мы говорили в начале. Из клена делают и другую деталь – обечайки.
Гриф за счет постоянного контакта со струнами сильно изнашивается, поэтому для него выбираются твердые и прочные породы, такие как палисандр или эбеновое дерево, оно же «черное». Железное дерево тоже подошло бы по всем характеристикам, кроме цвета – оно зеленое, поэтому не используется в скрипках, чтобы не нарушить цветовую гамму.
Следовательно, ель, клен, эбен и палисандр – те самые деревья, из которых обычно делают скрипки. Традиционно отдается предпочтение деревьям, росшим в горной области в естественных условиях, так как перепады температур в подобной местности делают древесину упругой и без повышенного содержания влаги, что благотворно влияет на звучание.
Казалось бы, все скрипки похожи друг на друга, но сложность формы со всеми ее изгибами, линиями и выпуклостями позволяют мастерам оттачивать собственный почерк и создавать инструменты с особым характером.